Кем были фарисеи времен Христа?

 

Первая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей о мытаре и фарисее. Какую роль играли фарисеи в управлении древним Израилем, чем они занимались, и что мы знаем о фарисеях из истории, а что можем узнать и безо всяких учебников, если присмотримся к себе?

Фарисеи предавали чрезмерное значение малозначительным внешним деталям, забывая о внутреннем содержании. На фотографии — фрагмент листовки, которую неизвестные раскладывают в московских храмах.

Партия меньшинства

Слово фарисей является транслитерацией с иврита, в котором слово «перушим» обозначает «отделившиеся» (от глагола «параш» – отделять). Вероятно, фарисеев так называли потому, что они отдалились от обычных людей, чтобы соблюсти все религиозные нормы и правила. О фарисеях мы знаем благодаря Евангелиям и творениям фарисея Иосифа Флавия — рассказывает преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ, клирик храма Трех святителей на Кулишках протоирей Александр Прокопчук. По его словам, других памятников первого века практически не осталось, чему способствовала первая иудейская война, в результате которой в 70-м году был разрушен Иерусалим. Следующие по времени литературные памятники начинают появляться только на рубеже 3-4 веков. «Сведения о первом веке, записанные в четвертом — в науке просто не принято пользоваться такими сведениями» — объясняет о.Александр. На основе этих трех источников составлены большинство описаний Фарисеев, которые встречаются во многих учебниках по Новому завету. Например, прот. Алексей Емельянов, заведующий кафедрой библеистики ПСТГУ, в своих лекциях говорит что фарисеи были религиозно-политической партией, численностью от 3 до 5 тысяч человек. Их антагонистами в Синедрионе, т. е. в верховном военно-религиозном собрании, которое управляло Израилем, являлись саддукеи, которым принадлежало большинство. Фарисеи помимо Закона хранили предания старцев, т. е. устные толкования и комментарии к закону, возникшие после Вавилонского пленения в VI в. до Р. X., они отрицали возможность какого-то сосуществования с языческой властью, резко сторонились ее. Саддукеи, наоборот, по многим вопросам сотрудничали с оккупационным Римом. Среди саддукеев подавляющее большинство были священниками и происходили из священнических родов. Фарисей же мог иметь простое происхождение, но зато отличался особой ученостью и ревностью в угождении Богу. Фарисей стремился в точности, по крайней мере, на людях, исполнить весь закон.

Толкователи закона

В Ветхом Завете достаточно мало конкретных правил и норм. Как применять их в своей жизни, если точное указание отсутствует? Скажем, заповедь субботнего покоя, которая запрещает работать. А что именно является работой? Автор популярного комментария к Новому Завету, профессор университета в Глазго Уильям Баркли утверждает, что фарисеи рассуждали следующим образом: в законе Бог сказал свое последнее слово, потому в законе должно содержится указание, как поступать в каждой конкретной ситуации. Если же конкретная норма отсутствует, то она подразумевается, и ее можно из закона вывести.

В Евангелии помимо Фарисеев упоминаются также книжники. Как пишет о. Алексей Емельянов, это не одно и то же. Все книжники, как правило, были фарисеями, но не наоборот. Книжники — это особая каста знатоков Закона, научных людей, которые, как и фарисеи, с внешней стороны старались соблюдать Закон. Они являлись учеными в том смысле, что хранили предание, заучивали Писание, учили Писанию, являлись учеными и учителями, и еще были экспертами Закона. Когда потребовалось выяснить место рождения Иисуса Христа, царь Ирод вызвал книжников, и, руководствуясь Ветхим Заветом, указали на Вифлеем. Все это множество правил, в которых видели существо религиозной жизни Иудеи, сохранились и до наших дней,

Основатели иудаизма и… Церкви?

Долгое время учение книжников, передавалось устно, от поколения к поколению. Иудеи верили, что эта «Устная Тора» была дана Моисею вместе с письменным Законом. В середине третьего века до нашей эры устный закон был кодифицирован и записан. Сегодня этот свод законов известен как Мишна и представляет собой книгу объемом почти в восемьсот страниц. Позже появились толкования на Мишну, эти комментарии, собранные воедино уже в эпоху раннего средневековья известны как Гемара, вместе с Мишной они составляют Талмуд. Как считает о. Александр Прокопчук, Фарисеев можно считать основателями современного иудаизма. Это единственная партия синедриона, которая пережила войну с Римом. Саддукеи были привязаны к храму и культу иерусалимского храма, поэтом после разрушения храма их партия перестала существовать. Фарисеи же не были привязаны к богослужению, их благочестие было основано на следовании закону. Не смотря на то, что фарисеи не были священниками, они принимали самое активное участие в богослужении. В храме фарисеи занимали первые ряды в храме, и стояли лицом к народу, читая вместе со всеми молитвы вслух и громко. Первые ряды для них отводили как для наиболее уважаемых в народе, и фарисеи действительно пользовались уважением. Чтобы вызывать еще большее уважение, фарисеи во время поста накрашивали лица белой краской и расхаживали в дни поста в небрежно одетом виде, чтобы каждый видел, что они постятся и восхищался их преданностью. После войны у фарисеев уже не было своей партии, потому что автономное государство Израиль прекратило свое существование. Однако религиозно-философская школа фарисеев осталась и стала определяющей традицией для последующего развития иудаизма.

Отец Александр уверен, что говорить о фарисеях только в негативных тонах – это штамп. «Многие из них были действительно благочестивыми людьми, ищущими Бога, — подчеркивает священник. — Эта среда во многом сформировала христианскую Церковь, и об этом говорится в Книге деяний». Кроме того, в самом Евангелии встречается также разное отношение фарисеев к Иисусу Христу. Некоторые Ему симпатизировали, были даже друзья — например фарисей Никодим, ученик Спасителя и член Синедриона. В конце девятой главы Евангелия от Иоанна говорится о Фарисеях, которые сопровождали Иисуса Христа, хотя и не имели полной веры в Него. Фарисей Гамалиил защищал апостолов перед лицом Синедриона. Кроме того, как считает о. Александр, некоторые черты фарисеев есть и в современных христианах, надо только получше к себе присмотреться.

Фарисей присваивает себе «право» на Бога

Фарисеи чрезвычайно гордились своей праведностью и соблюдением правил, в их голове внешнее благочестие никак не противоречило внутренней злобности и презрению к окружающим. На простых людей они смотрели свысока и называли их людьми земли – «ам-гаретц». С таким человеком фарисей не мог даже сеть за один стол. «У нас часто существует иллюзия, что сама принадлежность к Православию уже ставит нас, как членство в партии фарисеев, в исключительное положение, — предостерегает отец Александр. – В определенные отношения с Богом, которые никак не зависят от внутреннего состояния человека, и на которые никто другой претендовать не может». По мнению священника, это напоминает позицию фарисеев, которые считали, что только они имеют какое-то исключительное, уникальное право на Бога, и для других подобное право невозможно. «Если мы так считаем, если думаем что сама принадлежность к православию делает нас хоть чуточку лучше, то это конечно не так», — уверен пастырь. По его словам, Близость к Богу и единство с Ним определяются не только соблюдением правил и норм, но и внутренним устремлением ко Христу. «Сама принадлежность к Православию не сообщает привилегий на суде Божием, — продолжает отец Александр. — Напротив, сказано, что кому многое дано, с того многое спросится».

Еще одной ошибкой фарисея, которую повторяют многие, является фарисейская «благодарность» Богу. «Когда Фарисей благодарит Бога, он не сравнивает себя с теми, кто выше его, — объясняет свою мысль священник. — Он сравнивает себя с очевидными преступниками – убийцами, ворами, прелюбодеями». По мнению священника, это напоминает позицию людей, которые недавно пришли в Церковь и заявляют, что ничего плохого в жизни не делали, потому что никого не убили. «То есть если убил – плохой. А если никого не убил, то значит, жизнь прошла совершенно нормально и у Бога не может быть к человеку никаких претензий, он уже почти что святой», — удивляется отец Александр. По его мнению, такая благодарность на самом деле благодарностью не является. «Не Бога он хвалит, он хвалит сам себя и благодарит лишь сам себя, — поясняет батюшка. — Давая себе высокую оценку. Он заранее уверен, что Бог ему может выставить только пять. Он не допускает даже мысли, что у него может быть какой-то минус, какой-то изъян или недостаток». По мнению священника при таком взгляде на себя настоящее покаяние невозможно. «То есть, по сути, невозможно движением к Богу», — заключает отец Александр.

Кирилл МИЛОВИДОВ


Назад к списку